Страничка посвящена нашему классному руководителю Бондаренко Валерию Витальевичу
Часть I. Раннее детство. Семья Родился Валерий Витальевич Бондаренко 8 ноября 1962 года. Детские годы он провёл в посёлке Рассвет Давлекановского района БАССР. Его отец – Виталий Дмитриевич – работал агрономом в Давлекановском зерносовхозе, мать – Евдокия Ефимовна – была учительницей начальных классов Рассветовской средней школы. Валерий был средним из трех братьев: Владимир был старше его на год, а Александр на три года младше. Валерий Витальевич хорошо помнит своё детство, детский сад, воспитателей которого до сих пор вспоминает с благодарностью, помнит свои первые детские впечатления о школе и своё огромное желание быстрее пойти в первый класс. Это чувство особенно обострилось, когда в первый класс пошел старший брат Владимир, классным руководителем которого стала Евдокия Ефимовна. Часто, когда по каким-либо причинам детский сад не работал, Валерия не с кем было оставлять дома, и мать была вынуждена брать сына с собой на работу. На её уроках он тихо усаживался на заднюю парту и с любопытством наблюдал за счастливчиками-первоклашками, своим братом, его друзьями. К этому времени он уже умел бегло читать, быстрее многих из тех, кого он видел среди учеников начальных классов. Дома, когда Владимир приступал к подготовке домашних работ, он также выпрашивал у матери задания для себя. Мать незаметно и ненавязчиво, часто в игровой форме, воспитывала у своих детей интерес к учёбе, к творческой деятельности. Сама она очень хорошо рисовала, в молодые годы замечательно пела в хоре и играла на мандолине. Часто по вечерам дети с огромным удовольствием слушали на сон грядущий мамины сказки, особенно волнующие в те дни, когда в посёлке отключали свет, и при свете керосиновой лампы звучал в полумраке её голос. На взволнованных братьев, прижавшихся друг к другу в темной комнате, производили огромное впечатления её проникновенные рассказы о волшебных героях и злодеях: о Василисе Прекрасной, Иване-дураке, царевне-лягушке, Бабе Яге, Кощее Бессмертном. Было радостно, дослушав сказку до конца, узнать, что добро опять оказалось сильнее, победив зло. Засыпая, дети видели склонившуюся над школьными тетрадками Евдокию Ефимовну, которой надо было ещё подготовиться к завтрашним урокам. Спать она ложилась всегда далеко за полночь. Валерий с раннего детства знал и видел, каких огромных затрат времени, душевных сил, терпения требует профессия учителя. Пример Евдокии Ефимовны в дальнейшем оказал большое влияние на выбор профессии учителя двоих её сыновей – Валерия и Александра. Часть II. Школьные годы в Рассвете: с 1 по 4 класс В школу Валерий пошёл в 1969 году, не дождавшись своего семилетия. В классе он был самым младшим по возрасту, но в учёбе, тем не менее, всегда был впереди, его фотография красовалась среди других на Доске почёта школы. Первой учительницей была Радченко Мария Алексеевна – выдающийся педагог Рассветовской школы, оставившая яркий след в истории учебного заведения. Для Валерия она стала настоящей «второй мамой». Однажды, объясняя, почему у него такой красивый почерк, Валерий Витальевич рассказал, что раньше в начальных классах учились писать двухкопеечными перьевыми ручками, постоянно макая их в чернильницы. Вывести красиво слово было не так просто, это требовало особой аккуратности и большого старания. Даже с появлением первых шариковых ручек их в начальных классах запрещали использовать, справедливо считая, что научиться каллиграфическому почерку лучше с использованием простого пера и чернил. Однажды во втором классе во время диктанта сосед по парте Юрка Беликов (ныне инженер одного из уфимских предприятий, изобретатель, имеющий патенты на ряд открытий), желая услышать подсказку, толкнул тихо локтем, и на страницу тетради Валерия сразу шлёпнулась шикарная жирная клякса. Это стало причиной самой первой в жизни «двойки», хотя весь диктант был написан без единой ошибки. Было обидно до слёз, но такие строгие были тогда требования даже в начальных классах, а предавать друга Юрку тоже не хотелось. В следующий раз, забывшись, Валерий назвал Марию Алексеевну мамой, и весь класс грохнул от хохота, но опытный педагог быстро сгладила ситуацию, сказав: «Правильно, Валера, ведь учительница и есть вторая мама». Класс сразу согласился с этим. Валерий Витальевич до сих пор с восхищением и благодарностью вспоминает об этом примере большого педагогического такта, высоком профессионализме своей первой учительницы. Сейчас Мария Алексеевна Радченко давно на пенсии, похоронив мужа и продав дом, она проживает у своей дочери в г. Давлеканово. Но Евдокия Ефимовна не забывает свою коллегу и подругу, поддерживает с ней тесные дружеские связи. Часто встречается с ней и её бывший ученик и отличник Валерий Витальевич Бондаренко. В четвёртом классе коллектив пополнился учениками из окрестных деревень, проживавших в учебное время в пришкольном интернате. Классным руководителем стала Ковалёва Любовь Яковлевна. Опытный педагог, оценив творческие способности Валерия, стала активно привлекать его к оформлению стенгазет, выполнению других общественных поручений, к которым он относился очень ответственно, так как стремился быстрее влиться в ряды пионерской организации школы, что для октябрят казалось очень почётным и значимым событием. Школа под руководством участника Великой Отечественной войны, выдающегося педагога и организатора Арютина Анатолия Петровича в 70-е годы прошлого века жила насыщенной событиями жизнью, дело находилось для каждого. Свидетельством тому являются собранные в музее материалы летописи школы. Не оставался в стороне от многочисленных общественных мероприятий и герой моего исследования. Но Валерий, его братья, сверстники всегда находили время для чтения книг. В семье Бондаренко сформировался настоящий культ чтения, читать любили все. Дома была хорошая библиотека, но Валерий и братья были также постоянными посетителями школьной и клубной библиотек. Ребята живо делились впечатлениями от прочитанного, восхищались подвигами героев, расширяли свой кругозор, мечтали. За школьные годы было прочитано столько книг! Уже в десять лет были прочитаны и роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир», и многие другие достаточно объёмные произведения отечественной и мировой литературы. Школьный библиотекарь Зоя Анисимовна Арютина с большим трудом находила то, что еще не читали братья. Именно она часто открывала новые горизонты в огромном мире литературы, давая такие книги, как, например, «Айвенго» Вальтера Скотта или «Белый клык» Джека Лондона. С интеллигентной семьёй Арютиных ребят связывало очень многое. Особенно дружны были ребята с одноклассником Володи, младшим сыном директора школы Арютина Анатолия Петровича – Александром, ныне одним из руководителем музейного комплекса г. Санкт-Петербурга (Исаакиевский собор, Храм Спаса-на-крови и др.). Друзья играли в футбол, ходили в походы, проводили вместе очень много времени. В последние годы, бывая в городе на Неве и встречаясь с Зоей Анисимовной, Ниной, Тамарой, Александром, старым друзьям было приятно вспоминать яркие незабываемые дни детства в Рассвете. Через Бондаренко В.В. Зоя Анисимовна, проживающая в г. Гатчине, и её дети – жители северной столицы передали в школьный музей очень интересный материал по истории нашей средней школы и воспоминания о её первом директоре – Анатолии Петровиче Арютине, уроки истории которого в 4 классе запомнились Валерию Витальевичу очень хорошо. Особенно памятны те уроки, говорит наш нынешний учитель истории, на которых Анатолий Петрович по просьбам ребят, отвлекаясь от темы, рассказывал о своём боевом прошлом, о защите легендарной «Дороги жизни» под Ленинградом, о своём тяжёлом ранении, о своих боевых товарищах. Такие уроки не забываются. О своём детстве у каждого человека остаётся много ярких воспоминаний. Детские годы, события, окружающие люди в значительной степени формируют характер каждого человека, определяют круг его наклонностей, интересов. В 70-е годы в посёлке было очень много детей и их игры были интересными, разнообразными. Это способствовало тому, что быстро расширялся круг интересов, увлечений сельских ребят. Всё хотелось узнать, понять, попробовать, потрогать своими руками. Особенно много воспоминаний оставили дни летних каникул, когда в посёлке кроме местной детворы собирались приезжавшие на каникулы к своим бабушкам внуки из самых разных городов Советского Союза. Всё в деревне им казалось удивительной романтикой и своеобразной экзотикой. Все быстро знакомились, становились друзьями. Общительность, открытость отличает Валерия Витальевича и многих его сверстников не случайно, ведь в детстве круг общения их поколения был необычайно широк. Ватаги ребят можно было увидеть где угодно: на рыбалке, на сборе ягод и грибов, на любимой спортплощадке, в совхозном саду, на полях, на киносеансах и концертах в клубе. Всегда было очень интересно и весело. Много воспоминаний о том времени у Валерия Витальевича связано с деревенским прудом. Здесь был красивый пляж, стояли беседки, метров на десять или пятнадцать тянулись с берега выстроенные мостики для ныряния, и каждый летний день у водоёма было много взрослых и детей. Здесь обсуждались все последние новости, придумывались новые игры, ребята купались и загорали. На берегу пруда были два плота, на которых дети плавали и ныряли в жаркую погоду. Однажды маленький Валера, почти не умея ещё плавать, на плоту с друзьями заплыл на середину пруда. К ним подплыли старшие ребята и начали шутить, раскачивая плавсредство, и вскоре скинули всех в воду, перевернув плот. Валера стал бултыхаться, и едва-едва доплыл до берега. Так учились плавать очень многие сверстники Валерия. Так приходило понимание того, что бывают в жизни ситуации, когда надо надеяться только на себя, верить в то, что невозможное возможно, если верить в успех и действовать целеустремлённо. Так закалялся характер, благо жизнь подбрасывала достаточно таких ситуаций. Рассуждая о формировании личности человека в юности, Валерий Витальевич любит цитировать классика: «Если в жизни человека нет трудностей, их надо придумать». Иначе, считает он, человек рискует вообще не состояться как личность и может превратиться в бесхарактерное, беспомощное существо в период взрослой жизни. Валерий Витальевич всегда нетерпимо относится к таким проявлениям человеческого негатива, как подлость, подхалимство, угодничество. Он вспоминал, что в его детские годы в посёлке старшие ребята делились на две большие непримиримые команды: «тимуровцев» и «квакинцев», играя роли героев книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Одни постоянно делали какие-то пакости, воровали по огородам фрукты и овощи, мучили кошек и собак, курили, матерились, обижали малышей, выполняя мерзкие приказы «местного Квакина», а другие старались делать добрые дела, часто не афишируя их, тайно помогали ветеранам войны, старикам: пололи огороды, складывали поленницы, приносили рыбу, грибы и т.д. Большинство тех «квакинцев» потом прошли по жизни, оставив грязные следы: стали алкоголиками, ушли в криминал. Одного из них, переехавшего со своей семьёй в г. Салават и ставшего рецидивистом, суд приговорил к высшей мере наказания за чудовищное преступление. Он отбыл один срок лишения свободы за убийство, вышел на свободу и вскоре зверски вспорол живот беременной женщине. Вскоре в пьяной драке был зарезан возле винного ларька и его братишка, который в детские годы в Рассвете был большой любитель хулиганить и драться, подражая старшему брату. Верно заметил как-то Сергей Образцов: «Не каждый, кто в детстве мучил кошку или собаку, становился преступником, но каждый преступник начинал именно с этого». Эти, на первый взгляд, очевидные истины открывались в начале жизненного пути, к сожалению, далеко не каждому. Как узнать, каким вырастет малыш, каким будет его будущее? Наш учитель говорит, что это можно определить по тому, на каких книгах, фильмах, песнях, играх он воспитывается, на что направляет он свое внимание, к чему стремится. «Спешите делать добро», - любит повторять Валерий Витальевич. Валерий и его друзья детства очень любили рыбалку, благо прудов и речек вокруг было много. Даже на пруду в центре посёлка в те годы ловились не только караси и пескари, но и карпы. Сколько радости было у ребят, когда они возвращались домой и гордо показывали родителям свои богатые уловы. В одну из зим взрослые рыбаки не сделали достаточного количества лунок, и весной весь берег пруда покрылся всплывшими задохнувшимися карпами. Смотреть на это мальчишкам без слёз было невозможно. Когда сегодня говорят об экологической катастрофе, Валерию Витальевичу, по его словам, почему-то всегда в первую очередь вспоминается эта картинка из детства – берег пруда, всплывшие вверх брюхом сотни карпов и невыносимый запах... И мучительные вопросы: почему так происходит, кто виноват, неужели нельзя было это предвидеть, предупредить беду? Однажды старшие ребята взяли малышей рыбачить на речку Удряк, где за пару часов удалось наловить целый мешок щук. Вкус прекрасной первой ухи, приготовленной на лоне природы, на берегу небольшой, но живописно убегающей зигзагами вдаль речки, был незабываем. А разве можно забыть вкус раков, которых варили целыми вёдрами, угощая приехавших из города друзей? На деревенском пруду мальчишки устраивали настоящие соревнования по ловле раков за определённое время. Способ их вылавливания был прост: ребята засовывали под прибрежные камни руки, раки хватали их своими клешнями за пальцы и вскоре оказывались в ведре. Был даже случай, когда один давлекановский мужчина, проезжавший мимо в автомобиле, с удивлением увидел у ребят целое ведро выловленных раков и предложил им за этот улов целых пять рублей – по тем временам для мальчишек огромное состояние. Ребята устроили себе настоящий праздник, купив несколько килограммов конфет, пряников и печенья. Нельзя сказать, что в 70-е годы люди жили очень бедно, но, например, сладости на столе в семье Бондаренко появлялись только в дни зарплаты матери. Евдокия Ефимовна приносила из магазина большие кульки с конфетами, печеньем, пряниками, но их хватало на пару дней, а следующую такую радость приходилось ждать ещё целый месяц. Может быть, поэтому Валерий Витальевич до сих пор очень любит сладкое? Ребята, конечно, прекрасно понимали своих родителей и их скромные материальные возможности, но такая же ситуация была и в других семьях. Ребята никогда не выделяли и не обижали друг друга из-за уровня достатка в семьях или национальной принадлежности, оценивали всегда людей только по личным качествам. Учитывая тот факт, что в начале 70-х годов в посёлке только стали появляться первые телевизоры и велосипеды, и большую часть своего досуга ребята проводили вместе, знали они друг друга прекрасно. Каждый был на виду. С неприятным человеком никогда не хотели играть, старались не брать с собой, отправляясь на новые приключения. Но к дому Бондаренко каждый день тянулись ребята не только с ближних улиц, но и мальчишки с отдалённых хуторов. Именно здесь обычно собирались большие команды для детских игр. Когда у братьев было очень много работы, не завершив которых нельзя было играть, друзья часто бросались помогать: поливать огород, складывать дрова и т.д. Главное – быстрее собраться всем вместе, быстрее начать игры. Чувство локтя, готовность всегда протянуть руку помощи своему товарищу сохранилось у людей того поколения с детства на всю жизнь. У Валерия Витальевича ярко проявляется не только стремление помогать другим, но и такое очень редкое на сегодняшний день качество, как умение искренне радоваться за успех другого человека, будь то старый друг, просто односельчанин или знакомый. Особенно это чувствуют его ученики и воспитанники. Те учащиеся нашей школы, классным руководителем которых был или является Валерий Витальевич Бондаренко, считают, что им очень повезло. Другого такого «заботливого папу» ещё надо поискать! Незабываемым событием детства Валерия Витальевича стал первый купленный матерью девятирублёвый фотоаппарат «Смена 8М», первые получившиеся фотографии друзей, удивительно интересный сам процесс проявки фотоплёнок и снимков, когда фотобумага на глазах превращалась в памятные снимки друзей, односельчан, картин родной природы. Фотографий детства в семье сохранилось огромное количество. Валерий Витальевич сожалеет, что тогда не было современных возможностей: цветной фотографии, видеосъёмки. Сколько интересного можно было запечатлеть, оставить для памяти! Братья очень много помогали родителям по хозяйству. В отпускные летние дни Евдокия Ефимовна с сыновьями часто выходила в лес за грибами и ягодами, подрабатывала в совхозном саду на сборе смородины, вишни, яблок, а с отцом братья часто ездили по полям: сначала на лошади, затем на мотороллере. Когда же Виталию Дмитриевичу выделили на время служебный «Бобик», интерес к этим поездкам резко повысился. Но однажды, когда они начали баловаться в машине, отец начал ругать их, отвлёкся и въехал в сарай. Во избежание отцовского гнева шалунишки повыскакивали из машины и бросились наутёк. Соседский сарай пришлось ремонтировать, но в свои поездки на машине отец ребят больше не брал. С весны и до поздней осени Виталий Дмитриевич появлялся дома только поздно вечером. Опытный агроном был нужен на полях. Ежегодно зерносовхоз «Давлекановский» под руководством Ахъяруллина Исмагила Ахъяровича участвовал в социалистическом соревновании, добивался прекрасных результатов, и снижать показатели труженикам не хотелось. Братьям приходилось брать на себя всю мужскую работу в доме, они помогали матери, которая в основном и занималась воспитанием ребят. Мальчишки успевали за день переделать много дел по хозяйству, но успевали и наиграться вдоволь. Особенно любили футбол и часто играли до тех пор, пока было видно мяч. Хорошо запомнились «матчи на интерес» со старшими ребятами. Условие было следующее: если выигрывают младшие, старшие покупают им несколько килограммов конфет, а если наоборот, то младшие покупают старшим вино. Сыграно было несколько матчей, но старшие так ни разу не выиграли и вынуждены были, злясь, покупать «салагам» конфеты. Проводились интересные чемпионаты по шахматам, где каждый придумывал себе имя кого-либо из знаменитых шахматистов. Были здесь свой Фишер, Горт, Ласкер, Карпов, Ботвинник, Капабланка, Алёхин, Спасский, Петросян, Смыслов. Валерий чаще всего играл от имени экс-чемпиона мира Михаила Таля, часто становился победителем турниров. Участники тех игр – друзья детства, выучившись, получив различные профессии, разлетелись сегодня по всему свету. Спустя много лет при встречах им всегда есть что вспомнить. Часть III. Годы учёбы в РСХШ-И в городе Уфе: 5-10 классы В 1973 году начался новый этап в жизни Валерия Витальевича. Однажды Евдокия Ефимовна прочитала в газете объявление о наборе талантливых детей в Республиканскую среднюю художественную школу-интернат в г. Уфе. Валеру и Володю решили отправить учиться туда. Рисовали они хорошо, поэтому экзамены сдали успешно и были зачислены: Владимир пошёл в 6 класс, Валерий в 5 класс. Жили они во время учёбы в Уфе в школьном интернате. Классы были большими по численности. В классе Валерия учились более 40 человек, из них двадцать шесть мальчишек. Новый коллектив, новые друзья, новые горизонты для развития личных качеств. Здесь были прекрасные возможности для развития творческих способностей, занятий спортом, и братья это использовали максимально. Они участвовали в различных художественных выставках, соревнованиях, всегда были в числе активистов школьной жизни, хорошо учились. На этом этапе своей жизни, когда с 10-летнего возраста Валерий был на долгие месяцы оторван от родительского дома, у него быстро развивались такие качества, как самостоятельность, ответственность за принимаемые решения, за свои поступки. Приходилось учиться экономить скудные денежные средства, оставленные родителями на месяцы пребывания до следующего их приезда, более бережно относиться к покупаемым вещам, одежде, так как обучение в РСХШ-И было платным, тем более, обучались здесь два человека из одной семьи со скромным достатком. С особой теплотой вспоминает учитель систему шефства в интернате, при которой над младшими школьниками брали опеку старшеклассники, помогали им лучше адаптироваться в новом коллективе, найти свое место. В старших классах Валерий всегда брал под защиту малышей, не давая их в обиду. Он прекрасно помнил, каким он сам был в их возрасте, как порой нуждался в такой поддержке. В школе были прекрасные педагоги, о каждом из которых, как говорит Валерий Витальевич, можно рассказывать долго и только хорошее. Особенно выделялись своим трепетным отношением к детям учителя спецпредметов (рисунка, живописи, композиции, истории искусств), которые Валерию много раз говорили о том, что у него большой талант к изобразительному искусству. Но Валерий Витальевич и сегодня не любит, когда его хвалят, выделяют из коллектива. Когда Валерий учился в восьмом классе, его хотели отправить в Артек как лучшего ученика класса, но он решительно отказался признать себя лучшим и предложил кандидатуру одного из своих одноклассников – Бахтеева Салавата, который, как считал Валерий, не менее его достоин такой чести. Учился Салават хуже, но его человеческие качества, в первую очередь его скромность и доброта, всегда вызывали восхищение одноклассников. В результате Салават отправился в лучший пионерский лагерь СССР в международный сезон, а приехав, оживлённо рассказывал о встречах с ребятами из Франции, ФРГ, социалистических стран, показывал многочисленные сувениры, благодарил Валерия за предоставленный шанс побывать на берегу Чёрного моря. Валерий Витальевич сегодня понимает, какую уникальную возможность тогда потерял, но, говорит он, Салават был такой удивительный человек, который проявлял самые лучшие национальные качества башкирского народа, и для него не было жалко ничего. На уроках по спецпредметам Валерий работал легко, быстрее своих товарищей, успевал сделать больше работ, но если вдруг его картина чем-то ему переставала нравиться, он её безжалостно уничтожал. Такой максимализм был причиной частой критики Валерия со стороны учителей живописи, рисунка и композиции, но Валерий сохранял высокую требовательность к качеству своих творческих работ до окончания РСХШ-И. По этой причине и из-за отбора многих его картин на различные выставки, в том числе республиканские и международные, в настоящее время своих творческих работ школьных лет у него почти не сохранилось. Но, кроме удостоверения об окончании специализированного учебного заведения, у Валерия Витальевича остался талант и огромная любовь к творчеству, для которого, к сожалению, сегодня остаётся не так много времени. Среди творческих достижений во время пребывания в РСХШ-И Валерий Витальевич считает одним из памятных тот факт, что именно творческой бригаде под его руководством в 1978 году было доверено оформить альбом от БАССР на Международный фестиваль молодёжи и студентов в Гаване. Бригада блестяще справилась с поставленной задачей, ребят наградили поездками в города-герои, а Валерий Витальевич в числе руководителей творческих бригад школы впервые посетил г. Ленинград. Эта поездка оставила яркий след в памяти. Позже ещё дважды побывав в этом городе, Валерий Витальевич говорит, что его загадочно почему-то очень сильно тянет туда, что он как-то духовно или даже мистически очень привязан к этому культурному центру нашей страны. Часть VI. После школы. В силу стечения целого ряда обстоятельств после окончания РСХШ-И осуществить свою мечту стать художником не удалось. В Уфимском институте искусств в 1979 году неожиданно закрыли отделение станковой живописи, уровень художественно-графического факультета пединститута был низким для выпускников РСХШ-И, и несколько ребят нацелились на поступление в столичные институты. Но в Москву на экзамены в Училище 1905 года (очень престижный художественный институт) четыре друга, опоздали всего на два часа, и швейцар не захотел принять во внимание, что ребята только что с поезда, на который попали чуть ли не сразу после выпускного вечера, что приехали издалека, с прекрасными дипломными работами, оценёнными высокопрофессиональной комиссией на «отлично». Но так через порог заветного учебного заведения неумолимый швейцар не пустил. Расстроившись, ребята отправились в Ленинград искать почти наугад «свой институт» и провели там в поисках целую неделю. Но и здесь Валерий и его друзья с сожалением узнали, что в художественных институтах или нет общежитий, или вступительные экзамены уже проведены. Возможно, проведение экзаменов так рано, уже в конце июня, делали специально для того, чтобы дать больше возможностей выпускникам столичных школ, отсекая провинциалов и уменьшая их возможности успеть на экзамены. Иногородних здесь явно не ждали. Так шаг за шагом удалялась мечта стать тем, на кого Валерий учился шесть лет в г. Уфе. По возвращении из Ленинграда начинается трудовой путь Валерия Витальевича, который привел его в 1987 году в родные места, в родную школу, путь, богатый своими яркими достижениями, встречами со многими интересными людьми, впечатлениями, путь, который требует отдельного исследования. Надеюсь, что это станет темой моей следующей работы, и дальнейшее изучение биографии Валерия Витальевича Бондаренко приведёт меня к открытию новых сторон личности нашего современника, прекрасного учителя и человека.